вторник, 16 августа 2011 г.

Совместимы ли гений и злодейство?

Сергей Мавроди: «МММ» могло скупить абсолютно всю страну»
Основатель финансовой пирамиды «МММ» – о том, кто развалил его детище, о беседах с Люцифером и о музе с нетопыриными крылышками
Гость – предприниматель, основатель АО «МММ» Сергей Мавроди. Ведущий – Николай Никулин.
Никулин:
– С вами ведущий передачи «СТЕРЕО-Типы» Николай Никулин, корреспондент отдела «Телевидение». И, как всегда, у нас в студии необычные, уникальные, по-своему, исключительные люди. Правда, я должен изначально сказать, что в этот раз мы несколько поменяли формат, поскольку это будут не люди, как обыкновенно бывает, а человек. Впрочем, тоже исключительный, необычный и в некоторой степени герой нашего времени. Это писатель, экс-бизнесмен, создатель «МММ» Сергей Пантелеевич Мавроди. Здравствуйте, Сергей Пантелеевич.
Мавроди:
– Здравствуйте.
Никулин:
– Мы начнем не столько с вашей деятельности, сколько с вашей личности. Поскольку лично меня интересует не столько моральный, этический аспект, сколько психологический. Все-таки вас знают в какой-то степени и как гения, и как злодея – именно потому, что вы создали «МММ». Соответственно, вопрос такой: когда пришла идея создания «МММ» и как она выглядела в идеале? Потому что мы понимаем: то, что вышло в реальности, на практике, немного отличается от самой идеи.
Мавроди:
– Мне этот вопрос периодически задают. Как пришла в голову идея и когда? На него нет ответа. Ну что, когда я сидел под деревом и мне яблоко упало?
Никулин:
– Как таблица Менделееву приснилась.
Мавроди:
– Мне не снилась. Такого рода идеи исподволь, постепенно формируются, как и любые другие идеи. Когда человек отвечает на такое, что мне приснилось, что я встал и увидел – это, по-моему, ложь. Как и любые идеи, они постепенно приходят. Вероятно, жил-жил и к этому пришел.
Никулин:
– А та идея, которая возникла внезапно в голове, насколько соответствует тому, что произошло в реальности?
Мавроди:
– Вы говорите про «МММ-94» или про нынешнюю?
Никулин:
– Про «МММ-94».
Мавроди:
– Про «МММ-94» невозможно сказать, как она пришли и когда. Но возможно сказать почему. Потому что тогда происходила денежная приватизация. По сути дела грабеж страны. В результате чего мы имеем то, что имеем. То есть вся собственность государственная досталась кучке олигархов так называемых. Если называть вещи своими именами, – обычного ворья. Меня это абсолютно не устраивало. И я пытался что-то сделать. Так как я считал, что могу что-то сделать, я это и сделал. Было необходимо аккумулировать денежные средства, чтобы попытаться помешать тому, что впоследствии произошло. Была ситуация, что игроков на рынке нет, кроме своих назначенных Петь и Вась, которые стали олигархами. Поэтому нужно было, чтобы этому что-то противопоставить, аккумулировать денежные средства, что мне и удалось. Появился на рынке в результате совершенно новый и неожиданный для всех игрок «МММ». Все последующие события связаны были именно с этим.
Никулин:
– Это страшный был игрок?
Мавроди:
– Страшный в том смысле, что он мог смешать все карты. Денежные средства были практически неограниченными, поэтому «МММ» могло скупить абсолютно всю страну. А так как в «МММ» уже было 15 миллионов вкладчиков к тому моменту, а с учетом семей – 15 миллионов, а через месяц была бы вся страна. В результате произошла бы реальная настоящая народная справедливая приватизация. То есть собственность страны стала бы собственностью народа. Что и должно быть. Россия – россиянам. А не досталось бы кучке неизвестно кого.
Никулин:
– То есть, на ваш взгляд, все могло бы получиться хорошо, если бы не помешали некоторые люди?
Мавроди:
– Не некоторые люди, а власти помешали. И это не секрет никакой и не мои домыслы. Как это обычно объясняют, что мне кто-то помешал. Все есть в материалах суда. В материалах суда есть отчеты губернаторов президенту Ельцину, как идет операция по развалу «МММ». То есть это просто факты. Могут они не нравиться кому-то, но их нельзя отрицать: «МММ» была целенаправленно развалена. А потом все дело было представлено так, что рухнула пирамида, пострадали люди. Это все вранье.
Бабушка митингует возле дверей следственного изолятора из которого через некоторое время выйдет Сергей Мавроди. 22 мая 2007 года
Фото: Андрей КАРА 
Никулин:
– Опять же психологический момент. Вы создали «МММ» с целью личной наживы или в попытке помочь людям?
Мавроди:
– Я уже только что объяснил, с какой целью я создал. Но касательно личной наживы. Мне очень просто на все эти темы разговаривать, поскольку я просто ссылаюсь на материалы уголовного дела. В обвинительном заключении, которое было мне предъявлено и составлено следственной бригадой, то бишь людьми, заинтересованными в обвинительном уклоне по роду своей профессии, – там было написано, что все средства тратились на рекламу, аренду офисов, зарплату и прочее. На себя лично я не тратил ничего. Это мне не смогли вменить. Я не покупал ни яхт, ни дворцов – ничего. Я как жил в своей квартире, доставшейся мне от родителей и даже неприватизированной, так и продолжал жить. Я себе не приобретал никаких ценностей. Так что упреков, что для личного обогащения, мне никто не смог предъявить.
Сергей (радиослушатель):
– Я звоню из Красноярска. А Сергей Пантелеевич сам-то верит в то, что он говорит сейчас? Я согласен: олигархи – ворюги, назначенные были. А сам-то он кто?
Мавроди:
– А с какой стати вы меня упрекаете? Я объяснил только что происходящее. Что я украл?
Сергей:
– Благодаря тому, что столько людей стали вашими вкладчиками, кто-то жизнь самоубийством кончил, кто-то пошел на телефонный теракты, минирование по телефону, в спецслужбы звонки шли. Потом выяснялось, что они понабрали ваших бумажек и потом не знали, как рассчитаться.
Мавроди:
– В материалах уголовного дела есть отчеты губернаторов, как идет операция по развалу «МММ». То есть «МММ» была развалена. С какой стати я должен чувствовать в этом вину? Все равно что вы построили корабль. На нем поплыли люди. Они веселились, радовались. Потом рядом всплыла подводная лодка, пустила торпеду и потопила корабль. Кто в этом виноват? Тот, кто корабль построил, или подводная лодка?
Никулин:
– Сергей Пантелеевич, разумеется, о легальной стороне речь не идет. Но все затрагивают именно моральную.
Мавроди:
– А какие ко мне моральные претензии? Я в очередной раз объясняю, что ни малейших моральных претензий не чувствую, поскольку «МММ» была искусственно развалена. Вы можете это понять наконец? Еще раз подчеркиваю этот момент. Это не мое мнение, что, как любой человек, который создал что-то, пострадали люди, и теперь он оправдывается и что-то выдвигает недоказуемое и непроверяемое. Это все есть в материалах уголовного дела. Это установленный факт, что «МММ» развалена властями. Какие еще вопросы могут быть к этому. И тем не менее, могу сказать: да, я чувствую моральную ответственность, хотя я не должен бы чувствовать моральных ответственностей. Но я их чувствую. Поэтому я неоднократно заявлял, что будут выплаты, что я рассчитаюсь со всеми вкладчиками. И еще раз повторяю. Уже сейчас создана «МММ-2011», и в августе начнутся выплаты первым ста тысячам. Вероятно, по всем пирамидам, вплоть до Сбербанка Советского Союза.
Александр (радиослушатель):
– Вас беспокоит Александр Колбасов. Я слышал, что создалась новая структура «МММ-2011». Говорят, что там доходность до 60 процентов. Скажите, какие цели новой структуры?
Мавроди:
– Цели новой структуры – помочь людям, потому что ситуация сейчас сложная. Государство вообще ничего не делает. Зайдите на мой сайт «Сергей Мавроди точка ком». Почитайте письма людей «Почему я вступил в «МММ». Они откровенно пишут: мы всеми брошены, пенсионеры, инвалиды. Государство на нас забило, никому мы не нужны, пенсии нищенские. Вот наша реальность. Несмотря на то, что цены на нефть у нас растут. Как получается, что деньги текут бешеные, но почему-то не в карманы пенсионеров и инвалидов, а ясно в чьи.
Экс-глава финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди (в центре) выходит из здания следственного изолятора после освобождения. 22 мая 2007 года
Фото: Андрей КАРА
Никулин:
– Сергей Пантелевич, я хотел бы напомнить, что в «Комсомольской правде», кажется, в 2003 году целый репортаж был, посвященный вам, и там был список вещей, которые были конфискованы. Это был двухэтажный домик в Рязанской области, гараж, телевизор «Рубин», холодильник и четыре мебельных гарнитура. Действительно, не такая уж большая сумма. А все остальное неизвестно. И у нас был целый репортаж, искали деньги «МММ». И было очень много вариантов. И все задают вопрос: где же они на самом деле? Наверняка есть.
Мавроди:
– Во-первых, увезли на семнадцати КАМАЗах деньги «МММ». Это тоже не какие-то домыслы. На суде люди под присягой подтверждали, что лично видели, как вывозили эти деньги спецназовцы в масках. Из главного офиса. Когда меня арестовали, на следующий же день приехали КАМАЗы и всю наличность вывезли. Все это потом растворилось в неизвестном направлении. Как у нас в государстве имеют обыкновение деньги растворяться. То есть они не фигурировали ни в материалах следствия, нигде. Семнадцать КАМАЗов просто исчезли. А когда на суде люди подтвердили и задали вопрос: куда они делись, – прокурор совершенно спокойно спросил: «А откуда вы знаете, что это были спецназовцы? Вы у них документы проверяли? Ну и что, что они были в масках и в форме?» Судья сказал: все нормально. То есть неизвестно кто вывез. Там было телевидение, все это снималось. Все было оцеплено ментами. А потом приехали люди в масках и на КАМАЗах все вывезли. Это все так представляется нашими властями.
Дмитрий (радиослушатель):
– Сергей, недавно фильм вышел про «МММ». Насколько правдоподобный этот фильм по истории? И хотелось узнать: не все ли уже потеряно? Как вы первый раз делали пирамиду, в данный момент реально сделать то же самое?
Мавроди:
– О фильме я уже говорил неоднократно. Он всем нравится. Но я сам не смотрел, читал сценарий только. Сценарий – это сказка.
Никулин:
– А кто написал сценарий?
Мавроди:
– Неизвестные мне личности. Фильм снимался по моей книге. Должен был сниматься. Но потом вмешались профессионалы, в результате он превратился просто в сказку. Читайте книгу, там все описано реально.
Никулин:
– Кстати, когда я смотрел фильм «Пирамида», у меня возникало ощущение, что это подобие «Фейсбука» (социальной сети). Есть такой фильм американский про создателя социальной сети. Мне показалось, что не хватало русского героя, который мог бы скупить не только Россию, но и весь мир, каким показан Сергей Мавроди в этом фильме. А действительно могло такое быть? Ведь в фильме есть такая версия, где Сергей Мавроди приходит на совещание правительства и говорит: «Вы знаете, ребята, я вообще могу и ваше правительство скупить, и дальше, дальше. И весь мир. И весь мир будет одно большое «МММ». Это выдумка режиссерская?
Мавроди:
– Они чуть-чуть переиграли. На заседание правительств я не являлся. Меня беспрерывно приглашали туда. Проходили расширенные заседания правительства по поводу «МММ». Это в воспоминаниях многих политических деятелей тех времен присутствует. Это не какие-то домыслы. Я подчеркиваю все время, что я оперирую фактами, не какими-то домыслами, пытаюсь действительность приукрасить и представить в нужном мне свете. А просто излагаю факты, которые не подлежат сомнениям, а подлежат только анализу. Меня постоянно приглашали на эти заседания. Я на них не являлся. Мне не о чем было с ними разговаривать. Я вообще не контактировал с властями принципиально.
Насчет того, что купить весь мир. Это там переиграли момент, что после «МММ» была создана Эс-Джи, когда я сидел. «Сток-дженерейшн». Там были десятки миллионов участников по всему миру. Там много было подвигов в этом смысле. План был следующий: после России выйти на западные рынки. Это было очень просто. То есть схема «МММ» прекрасно работала бы и на западных рынках. Она бы прошла сквозь все их преграды как нож сквозь масло. Совершенно спокойно. Скупить активы на фондовых рынках западных компаний. Дальнейшие варианты различные: расплатиться здесь, вернуть там. Потому что уже никаких обязательств нет в «МММ».
Я, например, могу совершенно спокойно все свернуть. Поэтому можно было свернуть на Западе и расплатиться с российскими вкладчиками. Это один из вариантов. Можно было продолжать там экспансию. Говорят, пирамида должна рухнуть – можно ли было скупить весь западный мир? А почему нет? Почему она должна была рухнуть? Если здесь платятся самые высокие проценты, и они действительно платятся, то с какой стати она должна рушиться. То есть естественно она будет расширяться до предела, пока не заполнит весь мир. Это естественно.
Никулин:
– А что потом? Жалко, что сейчас нет экономистов. Может, кто-то из экономистов нас слушает, позвоните. Можете поспорить. Я помню, когда учился (правда, не на экономиста), у нас был урок экономии, наш преподаватель говорит: все пирамиды имеют свойство расширяться. Но тем не менее, это же пирамиды. В конце концов наступит предел.
Мавроди:
– В конце концов – это когда охватит весь мир. Надо помнить об этом. Меня спросили, можно ли повторить. Так вот, сейчас «МММ-2011» в полный рост работает. Там уже полтора миллиона участников. Поэтому повторить можно. Уже повторяется все. И будет расширяться еще больше.
Никулин:
– Я хотел бы продолжить о кино. Оно меня зацепило. Там есть замечательный момент, где журналистка, которая, для того чтобы взять интервью, переспала с Сергеем Мавроди. Там такая сцена: она ему говорит: «Знаете, что такое настоящая журналистика? Я вижу загон, и там лошади. Они горят. Я¸ как человек, могу помочь. Но я же вижу, как это красиво. И я буду это фотографировать». Я понял, это аморально. Это неэтично, безусловно. Но многие журналисты так поступают. Вы в какой-то степени разделяете это убеждение или нет? Что можно смотреть, как другим плохо, что что-то разваливается, но это зато красиво. Или нет?
Мавроди:
– Таких убеждений абсолютно не разделяю. Мне вообще не нравится, когда людям плохо. Я им пытаюсь помочь. Я это говорю без всякой позы. И вся моя деятельность об этом полностью свидетельствует. Я сейчас занимаюсь «МММ-2011». Хотя мне это ничем абсолютно, кроме неприятностей, не грозит. Я пытаюсь просто помочь людям, ничего совершенно с этого не имея. Поэтому рассуждения о том, что я смотрю на беды других, потому что это красиво, они ко мне абсолютно не применимы. Если говорить всерьез на эту тему, человек в экстренных ситуациях никогда не может предсказать, как он себя поведет. Вам кажется, что вы не сможете смотреть, но если вы видите всерьез, вы не можете предсказать, как себя поведете. Если говорить на эту тему откровенно. Мне кажется, что мне это претит сейчас. Но если это все будет в реальности, я предсказать себя не смогу. И никто не сможет предсказать. Надо называть вещи своими именами.
Никулин:
– Поскольку пытаемся ваш образ раскрыть, предлагаю слушателям послушать вашу песню. (Звучит песня.) Как вы относитесь к той рекламе, которая была?
Мавроди:
– Мы ее сейчас возобновим. Нас не пускают на телевидение. А так опять с Леней Голубковым. Я, кстати, придумал уже сценарий для ролика.
Никулин:
– Мне хотелось о творчестве поговорить. Вы пишете песни, а кроме этого что?
Мавроди:
– Стихи. Прозу.
Никулин:
– А что-то наизусть из стихов знаете?
Мавроди:
– Могу «Ангела» прочитать. Ветерок прошелестел, ангел светлый прилетел. За плечом моим стоит и молчит. Ну скажи хоть что-нибудь. Посоветуй отдохнуть да удачу нагадай. Пожелай. Как устал я, ангел мой, от дороги от земной, от трудов и от забот, от невзгод. Грешен я. А, впрочем, что ж, ничего уж не вернешь. Возвращайся лучше в рай. И прощай. Ветерок прошелестел. Ангел темный прилетел. За другим плечом стоит и молчит…
Дмитрий (радиослушатель):
– Как скоро, по вашему мнению, вы сможете повторить успех 90-х годов? И как обстоят у вас дела с рекламой? Какие там есть сложности?
Мавроди:
– Полтора миллиона уже почти. Темпы ее быстро возрастают. Так что мы быстро нагоним. К 15 миллионам быстро придем. У меня такие прогнозы.
Дмитрий (радиослушатель):
– Сергей Пантелеевич, с прошедшим днем рождения вас поздравляю. Хотел бы ответить на вопрос ведущего по поводу конца «МММ», к чему это придет, когда будет много-много народу. И Россия, и другие страны. Здесь аналог такой. Я немножко эту тему изучал. Получается, когда много народу, пирамида замкнется, начнут расплачиваться этими деньгами. Аналог доллара 1913 года. Пирамида долларовая до сих пор стоит и прекрасно себя чувствует. Это мое мнение.
Андрей Иванович (радиослушатель):
– У меня есть данные, что эта пирамида под его именем создана, а перед этим он разговаривал с доверенными лицами Ельцина. Это были секретные переговоры. А именно: с Чубайсом и Гайдаром. Что вытрясти деньги из рук населения. Он практически ничего не имел от этого. Он просто не хочет это признать, потому что он понимает, что из-за этого может лишиться головы. А насчет того, что он хотел фонд за границей, я знаю точно из достоверных источников, что он уезжал туда, он там выпустил какую-то часть акций. Но когда он пришел в гостиницу, ему сказал тот, кто дает ключи в гостинице от номера: «Вас ждут». Когда он пришел, там сидели два инвестора и сказали: «Мы знаем всю твою подноготную. Если не хочешь больших неприятностей, тогда уматывай отсюда». И он уехал. Он это боится сказать.
Никулин:
– Поскольку у нас в студии Сергей Мавроди, он может ответить, правда это или неправда.
Мавроди:
– Я не знаю, что говорить. Может, я в каком-то бреду это все делал. Но я это не помню. Мне интересно, откуда вы все это знаете? Если бы это была правда, я не представляю человека, который мог бы обладать такой информацией. Про Чубайса, про Гайдара, про то, что я в какой-то гостинице, где только двое. Он там незримо присутствовал? Это до такой степени бред, что комментировать его нет смысла.
Никулин:
– Дорогие друзья, я бы попросил вас не комментировать «МММ». Давайте поговорим о литературе. Я заявил Сергея Мавроди как литератора, как писателя. Хотел бы поговорить о литературе, которую он пишет. Насколько я понимаю, вы начали писать стихи в тюрьме. Почему именно тогда начали рождаться рифмы?
Мавроди:
– Ситуация была такая: сначала я был в тюрьме на Бутырке, на Матроске. Там я провел полгода, потом в спецблок меня перевели. Там я стал просто вести тюремные дневники. Когда меня перевели на спецблок, мне запретили вести дневники, поскольку там раскрываю тайны режима, я начал писать прозу. Стихов я не писал. Я в жизни не писал стихов. Мне это не дано абсолютно, я думал, что не в состоянии зарифмовать двух слов. Я сидел в камере одной. Сокамерник у меня был ховринский маньяк, известный. Он очень любил свою жену. Они в Битцевском парке женщин убивали битами. Он попросил меня: Сереж, жене пишу письмо. Напиши мне стихотворение про любовь. Я говорю: не пишу стихов. Он говорит, вспомни какое-нибудь стихотворение. Я говорю: попытаюсь вспомнить. Я ночью пишу. Выяснилось, что стихов-то хороших про любовь нету, которые тронули бы. Я вспомнил стихотворение Гумелева «Жираф». Оно мне подходящим показалось. Но двух строчек не мог вспомнить, и я их написал сам. Эти строчки больше всего и понравились. Это меня вдохновило, и с этого момента я стал писать стихи.
Никулин:
– А о Родине вы писали стихи?
Мавроди:
– У меня вообще не про любовь стихи.
Никулин:
– Мистические. Ангел, дьявол. В прозе у вас тоже Люцифер очень часто фигурирует. Почему это именно?
Мавроди:
– В спецблоке писалось. Там муза с нетопыриными крылышками. И тематика такая же соответствующая. Писалось же в последнем круге ада. Там у всех сокамерников в основном ПЖ. Там обстановка психологически тяжелая.
Чертановский суд Москвы. Оглашение приговора руководителю АООТ МММ Сергею Мавроди. 24 апреля 2007 года
Фото: Андрей КАРА  
Никулин:
– Но ведь за этим какая-то философия. Вы ведь хотите что-то сказать. Это сообщение. Почему дьявол и почему ангел? Почему добро и почему зло?
Мавроди:
– Когда я пишу и стихи, и прозу, я не знаю, что будет дальше. У меня нет никакого плана. Я не знаю, как поведут себя герои. Зачастую они ведут себя совершенно неожиданно. Это я говорю без всякого кокетства. Между прочим, то же самое писал Пушкин. Я потом позже прочитал, что в каком-то письме у него есть фраза: «Представляешь, какую штуку сделала Татьяна. Она вышла замуж». То есть он не знал, что это с ней произойдет. Я не могу сказать почему. Так пишется.
Никулин:
– Насколько я понимаю, книга «Искушение» была написана в тюрьме.
Мавроди:
– «Сын Люцифера» она называется.
Никулин:
– А назвали ее «Искушение» редакторы.
Мавроди:
– Да. Они убрали диалоги Люцифера с сыном, часть новелл не опубликовали. Но сейчас она выходит полностью в издательстве «Вести».
Никулин:
– Там есть очень любопытные моменты. В одной из новелл (не помню названия) был любопытный момент, где на лавке сидел атеист, к нему подошла какая-то девушка и спросила: «Вы верите в бога?» Он: «Конечно, не верю». – «Тогда вы и в дьявола не верите, раз не верите в бога». Он заколебался: «Вроде нет». – «Тогда, может быть, подпишете контракт, где вы продаете душу дьяволу. И тут уже человек начал думать. Всякий раз, когда мы задаем абстрактный вопрос, можем отвечать как угодно. Но когда уже конкретика и когда речь идет о душе, человек уже начинает колебаться и бояться за себя. В этом смысле мне понравилось, психологичная проза. И там много таких моментов. Особенно когда одного из главных персонажей в секту приглашают. А все эти сюжеты чем мотивированы? Как они рождались?
Мавроди:
– Очень быстро пишу. В «Искушение» вошло 14 новелл. А у меня написано уже порядка 150. То есть я пишу с той же скоростью, с какой вожу ручкой. У меня потом уже возникала проблема, что обычный писатель испытывает недостаток сюжетов. А у меня с течением времени их так много теснилось в голове, что я не успевал записывать. Я только начинаю писать, мне уже хочется писать дальше. У меня новеллы становились все короче и короче, потому что я старался уже закончить с этим. Они как-то рождаются. Это и есть тайна творчества. Тайна, которая и составляет творчество. Истинное творчество именно в этом. Как будто ему муза диктует.
Никулин:
– А вам какие писатели нравятся?
Мавроди:
– Честно говоря, нравится мне Салтыков-Щедрин. Это единственный писатель, которого можно перечитывать.
Никулин:
– Сатира цепляет?
Мавроди:
– Язык великолепнейший. Но когда я сам стал писать, мне все разонравились. Я вижу четко кухню, вижу, что все шито белыми нитками.
Никулин:
– Есть такая присказка: почему люди начинают писать прозу и рассказы? Не из прихоти, не потому, что хотят прославиться. А потому, что еще среди того пласта, который есть, нет именно того рассказа, который хотелось бы ему лично прочитать. И поэтому для себя он фактически и пишет этот рассказ в какой-то степени. Видимо, был Пушкин, Толстой, Достоевский, но вас, видимо, чем-то они не удивили? Что-то еще не хватало.
Мавроди:
– Трудно сказать. Вы задаете такие вопросы. На сложные вопросы и ответы сложные. Ответы в двух словах будут профанацией.
Никулин:
– Я хочу вам сюрприз презентовать. Дело в том, что наш коллектив, радио «Комсомольская правда», приготовил небольшую радиопьесу на три минуты. Она в какой-то степени о вас.
(Звучит пьеса.)
Сергей Пантелеевич, что-то узнается?
Мавроди:
– Во-первых, интересный момент: Мавроди с греческого переводится черный, темный. Во-вторых, мораль этой пьесы, что денег не было. Идея-то была хорошая. А денег у него не было. А если бы были деньги, все бы получилось.
Звонок слушателя:
– Сейчас по мере нарастания кризиса всем нам, россиянам, предстоят определенные испытания, которых многие в жизни никогда не испытывали. Вы как человек, прошедший и через искушение, и испытания в своей жизни, на что сейчас посоветуете нам обращать внимание? Что сейчас становится важно, а что неважно?
Мавроди:
– Если вы имеете в виду, как спасти средства, то я говорю совершенно откровенно и совершенно искренне: кроме как сложиться в «МММ-2011», других путей нет. Потому что деньги стремительно обесцениваются все. Это как бы антипирамида, которая противопоставлена пирамиде доллара. Поэтому никаких других вариантов, кроме как динамического сопротивления, так сказать, расширения долларовой пирамиды, нет. Вы не сможете куда-то вложить, чтобы эти деньги сохранились. Нет ни таких источников, ни сырья – все будет обесцениваться. Вот мое мнение.
Никулин:
– Если еще вспоминать литературу, у вас вышла книга «Пирамомида». Там есть занимательный момент в самом конце, где главный герой общается с другим довольно сомнительным персонажем.
Мавроди:
– С Люцифером.
Никулин:
– Да. И тот-то ему говорит: чтобы победить дракона, государство, нужно стать другим драконом, более сильным. В этом смысле вы признаете, что были драконом все-таки?
Мавроди:
– Я не стал драконом. Я остановился на последнем шаге. Все считают, что я проиграл. Государство в конце концов раздавило. Что я не учел, что меня государство сметет. Это чуть ли не ошибка была. На самом деле все не так. Я не захотел выигрывать. Я мог бросить толпы на Кремль, развязать гражданскую войну и прийти к власти. Но я не захотел переступать через кровь. Этот последний шаг я не захотел тогда делать.
Денис (радиослушатель):
– Можно ли ожидать ваши новые новеллы? Читал ваши три книги, очень понравились.
Мавроди:
– Сейчас выходит новелла. Уже вышло не три книги, а больше. Так что вы следите. Обещали издать все 150. Читайте на здоровье.
Сергей Мавроди на конспиративной квартире. Около 1996 года
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН  
Никулин:
– Мы о литературе говорим. Но, во всяком случае, со стороны ясно или складывается такое впечатление: есть американская писательница Айн Ренд, многие литературоведы, пусть не авторитетные (авторитетные стараются не высказываться по поводу вашей литературы), сравнивают вашу прозу с прозой Айн Ренд. Причем Айн Ренд – американская писательница, хотя русского происхождения, при этом еврейской крови – Алиса Розенбаум. У нее есть замечательные книжки: «Атлант расправил плечи», «Источник» и так далее. У меня вообще «Атлант» стоит рядом на поле со сказками «Тысячи и одной ночи». Книжка довольно ценная. Там есть любопытный момент по поводу Робин Гуда. Главный персонаж говорит, что Робин Гуд на самом деле был самым отвратительным героем в истории мировой литературы. Конечно, прекрасно, что он отнимал деньги у богатых и отдавал бедным. Но бедные же не росли. Бедные таким образом не стремились стать богатыми. Он давал подачки и оставлял бедных бедными. Нет бы бедный попытался пойти на работу, а он хотел халявы. И Робин Гуд потворствовал этим инстинктам. В вас, возможно, есть такой мотивчик. Или нет?
Мавроди:
– В прозе у меня, по-моему, таких мотивчиков нет. Касательно этого замечания. Есть бедные, есть богатые. Все эти разглагольствования и философии сводятся к тому, что не надо ничего делать и помогать бедным, потому что это только им во вред. Я считаю, глубоко циничное рассуждение. Бедным надо помогать. Они уж сами разберутся, куда эти деньги девать и станут ли лучше. Если не помогать, они точно лучше не станут.
Леонид (радиослушатель):
– Купил на прошлой неделе шесть книг ваших. Первой прочитал книжку про любовь. Искал ответ на свой вопрос. В вашей книжке показана некая порочность человеческих отношений. Что стоит чуть-чуть поднять температуру буквально на несколько градусов, и все человеческие связи рушатся. Правильно?
Мавроди:
– Да. Все имеет температуру плавления, к сожалению. Это истина, которую человеку знать не следует. Дружба, любовь, вера. К сожалению, это так. И есть пропасти, в которые лучше не заглядывать. Потому что там ничего нет, кроме предательства, лжи, измены. Я это все говорил и повторяю. Беда еще в том, что эта температура совсем низкая. Кажется, что она достаточно высокая. Надо человека пытать, чтобы добиться. Но выясняется¸ что она совсем низкая. Достаточно поднять на один-два градуса, и все плывет. К сожалению, это так.
Никулин:
– Что ж, Сергей Пантелеевич, спасибо вам большое за то, что приняли участие в нашем эфире. Даже по звонкам видно, что мнения разделены. Кто-то «за», кто-то «против». Даже в любой энциклопедии можно прочесть, что вы, с одной стороны, и авантюрист, а с другой – и злой гений. У нас сегодня был в эфире исключительный человек, необычный – Сергей Пантелеевич Мавроди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий