Главным в названии фильма "ПираМММида" является утроение буквы "м". Но "попкорновое" поколение, заполняющее кинотеатры, может и не понять, о чем речь.
Сценарий Сергея Крайнева и Максима Василенко мне довелось прочитать пару лет назад - когда начался кастинг картины "ПираМММида". Это было в высшей степени захватывающее и столь же сомнительное чтение. Таким получился и фильм. В этом сценарии было все, что, видимо, хотел бы регулярно видеть в предназначенных для кино текстах продюсер Сергей Сельянов, когда предлагал на последнем Совете по кинематографии привлечь американцев для обучения драматургов, работающих в формате мейнстрима. Протагонист, антагонист, завязка, развязка - она же кульминация - и центральный поворотный пункт. И все это было не разбросано по тексту как попало, а четко расставлено по своим местам. Смущала одна, точнее, две вещи. Вторая - незначительная: слишком уж много было очевидно подтырено из "Олигарха" Лунгина. И первая, весьма существенная: идейный посыл.
Павел Лунгин, как известно, снимал свой фильм по роману "Большая пайка" Юлия Дубова, в основе которого была история Бориса Березовского и ЛогоВАЗа. Книге жесткой, похоже, довольно правдивой, написанной человеком, который был и оставался (на тот, во всяком случае, момент) внутри компании с вытекающей отсюда привязанностью к друзьям-героям. "Теплый" взгляд на протагониста сохранил и режиссер, предельно романтизировав образ и доверив его главному мачо российского кино Владимиру Машкову (Березовскому вроде образ не понравился).
Но Лунгин как серьезный режиссер вытащил из романа его главную человеческую составляющую: историю дружбы, разъеденной властью денег. В "ПираМММиде", старательно копирующей "Олигарха", предпринята попытка сотворить нечто подобное. Только в роли жертв здесь не друзья, а семья. Реальный Мавроди в эти годы был женат на обладательнице разнообразных титулов в конкурсах красоты Елене Павлюченко. Его кинематографический аватар пристрастие своего молодого зама (Петр Федоров) к подобным конкурсам осуждает, а жена его - уютная, надежная, верная Анна Михалкова. Сыграть эту роль свою хорошую подругу уговорил исполнитель главной роли Алексей Серебряков. И впрямь - любая другая актриса в подобных обстоятельствах выглядела бы нелепо. Личная харизма Анны Никитичны спасает многое - даже в комиксообразной сцене, когда она, вздрогнув от внезапно зажегшихся букв МММ, летит вниз с крыши небоскреба.
Кастинг в этой истории о Великом Спасителе Земли Русской (далее ВСЗР) вообще вытаскивает все, что теоретически еще можно вытащить. Дуэт Серебрякова (как бы Мавроди) и Бондарчука (как бы Березовский, один из главных злодеев и враг ВСЗР), уже проверенный на "Тисках" и "Обитаемом острове", здесь тоже великолепен. За тем, как Бондарчук, вертя в руках макет Останкинской башни, спрашивает: "Продается?" - или каким взглядом одаривает Серебрякова, когда тот с гордостью заявляет: "Россией не торгую!" - большое удовольствие наблюдать. За игрой Серебрякова - тоже, при всей сомнительности поставленной перед ним задачи.
Инсталлированный сюда экстренным порядком уже во время съемок Петр Федоров (роль: юный гений-математик-прожигатель жизни, которому Мавроди "дал шанс поставить мир раком") также очень хорош. Вся четверка Серебряков - Бондарчук - Федоров - Михалкова перекочевала сюда из "Обитаемого острова", антиутопии в жанре sci-fi. И это еще больше работает на ощущение, что ты смотришь научно- (точнее - антинаучно-) фантастический фильм. К реальным событиям 90-х, связанным с МММ, он имеет такое же отношение, как космическая экспедиция Максима Каммерера - к полету Юрия Гагарина.
"Я считаю, что так оно и было", - заявлял продюсер Сергей Ливнев на пресс-конференции, категорически отвергая какое-либо участие Мавроди в проекте, кроме консультационного.
Актер Серебряков был более осторожен. "Я не знаком с Мавроди, ни разу с ним не разговаривал и не особо им интересуюсь", - заявил он на вопрос одного из журналистов, зачем надо было из упыря делать романтический образ. "Но есть законы зрительского восприятия, - продолжил артист. - Они и диктовали образ. Образ человека, который хочет переделать мир".
Отсутствовавший на пресс-конференции Федор Бондарчук не стремился переделать мир, но упорно хотел переделать сценарий. По меньшей мере, финал, чтобы пафос про Мавроди - ВСЗР хоть отчасти бы рассосался. "Я могу написать, что вы были против такого финала?" - спросила я у Федора Сергеевича, позвонив ему после просмотра. "Что значит "был"? Я и сейчас категорически против!" - закричала в ответ телефонная трубка. А это он еще фильма не видел - только озвучил свою роль...
Забавно, конечно, что Бондарчук играет того же исторического персонажа, которого в "Олигархе" сыграл Машков. Прошло почти десять лет, акценты сместились на 180 градусов, неизменным остается одно: во всем виноват Кремль. Тогда Березовскому-Машкову помешал спасти Родину, теперь вот Мавроди-Серебрякову не дал сделать последний решительный шаг. Впрочем, Мавроди, как известно, возвращается. И что бы ни говорил по этому поводу продюсер Сергей Ливнев, отделаться от подозрения, что именно великий комбинатор заказал фильм под свой come back, очень трудно.
Неувязка, конечно, в том, что картина должна была бы выйти несколько месяцев назад, но помешала странная привычка компании "Леополис" доверять многомиллионные проекты режиссерам из когорты No Name. В данном случае "безымянного" звали Эльдаром Салаватовым ("Антикиллер"-3). После него, по слухам, дело пришлось расхлебывать Павлу Руминову, Борису Юхананову и даже самому Валерию Тодоровскому. Расхлебали. И с формальной точки зрения к "ПираМММиде" очень мало претензий. Радоваться по этому поводу или огорчаться - вопрос отдельный.
Выход фильма в прокат - 7 апреля.
Сценарий Сергея Крайнева и Максима Василенко мне довелось прочитать пару лет назад - когда начался кастинг картины "ПираМММида". Это было в высшей степени захватывающее и столь же сомнительное чтение. Таким получился и фильм. В этом сценарии было все, что, видимо, хотел бы регулярно видеть в предназначенных для кино текстах продюсер Сергей Сельянов, когда предлагал на последнем Совете по кинематографии привлечь американцев для обучения драматургов, работающих в формате мейнстрима. Протагонист, антагонист, завязка, развязка - она же кульминация - и центральный поворотный пункт. И все это было не разбросано по тексту как попало, а четко расставлено по своим местам. Смущала одна, точнее, две вещи. Вторая - незначительная: слишком уж много было очевидно подтырено из "Олигарха" Лунгина. И первая, весьма существенная: идейный посыл.
Павел Лунгин, как известно, снимал свой фильм по роману "Большая пайка" Юлия Дубова, в основе которого была история Бориса Березовского и ЛогоВАЗа. Книге жесткой, похоже, довольно правдивой, написанной человеком, который был и оставался (на тот, во всяком случае, момент) внутри компании с вытекающей отсюда привязанностью к друзьям-героям. "Теплый" взгляд на протагониста сохранил и режиссер, предельно романтизировав образ и доверив его главному мачо российского кино Владимиру Машкову (Березовскому вроде образ не понравился).
Но Лунгин как серьезный режиссер вытащил из романа его главную человеческую составляющую: историю дружбы, разъеденной властью денег. В "ПираМММиде", старательно копирующей "Олигарха", предпринята попытка сотворить нечто подобное. Только в роли жертв здесь не друзья, а семья. Реальный Мавроди в эти годы был женат на обладательнице разнообразных титулов в конкурсах красоты Елене Павлюченко. Его кинематографический аватар пристрастие своего молодого зама (Петр Федоров) к подобным конкурсам осуждает, а жена его - уютная, надежная, верная Анна Михалкова. Сыграть эту роль свою хорошую подругу уговорил исполнитель главной роли Алексей Серебряков. И впрямь - любая другая актриса в подобных обстоятельствах выглядела бы нелепо. Личная харизма Анны Никитичны спасает многое - даже в комиксообразной сцене, когда она, вздрогнув от внезапно зажегшихся букв МММ, летит вниз с крыши небоскреба.
Кастинг в этой истории о Великом Спасителе Земли Русской (далее ВСЗР) вообще вытаскивает все, что теоретически еще можно вытащить. Дуэт Серебрякова (как бы Мавроди) и Бондарчука (как бы Березовский, один из главных злодеев и враг ВСЗР), уже проверенный на "Тисках" и "Обитаемом острове", здесь тоже великолепен. За тем, как Бондарчук, вертя в руках макет Останкинской башни, спрашивает: "Продается?" - или каким взглядом одаривает Серебрякова, когда тот с гордостью заявляет: "Россией не торгую!" - большое удовольствие наблюдать. За игрой Серебрякова - тоже, при всей сомнительности поставленной перед ним задачи.
Инсталлированный сюда экстренным порядком уже во время съемок Петр Федоров (роль: юный гений-математик-прожигатель жизни, которому Мавроди "дал шанс поставить мир раком") также очень хорош. Вся четверка Серебряков - Бондарчук - Федоров - Михалкова перекочевала сюда из "Обитаемого острова", антиутопии в жанре sci-fi. И это еще больше работает на ощущение, что ты смотришь научно- (точнее - антинаучно-) фантастический фильм. К реальным событиям 90-х, связанным с МММ, он имеет такое же отношение, как космическая экспедиция Максима Каммерера - к полету Юрия Гагарина.
"Я считаю, что так оно и было", - заявлял продюсер Сергей Ливнев на пресс-конференции, категорически отвергая какое-либо участие Мавроди в проекте, кроме консультационного.
Актер Серебряков был более осторожен. "Я не знаком с Мавроди, ни разу с ним не разговаривал и не особо им интересуюсь", - заявил он на вопрос одного из журналистов, зачем надо было из упыря делать романтический образ. "Но есть законы зрительского восприятия, - продолжил артист. - Они и диктовали образ. Образ человека, который хочет переделать мир".
Отсутствовавший на пресс-конференции Федор Бондарчук не стремился переделать мир, но упорно хотел переделать сценарий. По меньшей мере, финал, чтобы пафос про Мавроди - ВСЗР хоть отчасти бы рассосался. "Я могу написать, что вы были против такого финала?" - спросила я у Федора Сергеевича, позвонив ему после просмотра. "Что значит "был"? Я и сейчас категорически против!" - закричала в ответ телефонная трубка. А это он еще фильма не видел - только озвучил свою роль...
Забавно, конечно, что Бондарчук играет того же исторического персонажа, которого в "Олигархе" сыграл Машков. Прошло почти десять лет, акценты сместились на 180 градусов, неизменным остается одно: во всем виноват Кремль. Тогда Березовскому-Машкову помешал спасти Родину, теперь вот Мавроди-Серебрякову не дал сделать последний решительный шаг. Впрочем, Мавроди, как известно, возвращается. И что бы ни говорил по этому поводу продюсер Сергей Ливнев, отделаться от подозрения, что именно великий комбинатор заказал фильм под свой come back, очень трудно.
Неувязка, конечно, в том, что картина должна была бы выйти несколько месяцев назад, но помешала странная привычка компании "Леополис" доверять многомиллионные проекты режиссерам из когорты No Name. В данном случае "безымянного" звали Эльдаром Салаватовым ("Антикиллер"-3). После него, по слухам, дело пришлось расхлебывать Павлу Руминову, Борису Юхананову и даже самому Валерию Тодоровскому. Расхлебали. И с формальной точки зрения к "ПираМММиде" очень мало претензий. Радоваться по этому поводу или огорчаться - вопрос отдельный.
Выход фильма в прокат - 7 апреля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий